The medicine – is really the most noble of all arts. (Hippocrates)

There is the main medicine is the doctor in medicine. (Anthony Kempinsky)

Советы педагогу

Советы, подсказки психолога

Работа педагога сопряжена с эмоциональными и нервными напряжениями. Необходимо не только уметь правильно вести себя в стрессовых ситуациях, но и по возможности предупреждать их. Для того чтобы научиться властвовать собой, вам полезно будет ознакомиться с некоторыми советами по организации своей жизни.


Условия, необходимые для стабилизации настроения и высокой работоспособности.
1. Не торопитесь действовать, если вами руководит чувство гнева, нетерпения, раздражения, досады и т.п.
2. В состоянии стресса организм приготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной мышечной работы. Дайте ему разрядку: сделайте энергичные приседания, движения руками, ногами - вот напряжение и снято. Бывает, что по причине сильного потрясения человека охватывает слабость. В этом случае лучше сесть, расслабиться. Может и поплакать, не надо этого стыдиться при большом горе. Или обратиться к аутотренингу.
3. Умейте достойно принимать неудачу.
4. Не считайте, что все для вас потеряно. Разделите лист бумаги на две колонки. В левую колонку запишите в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую-то, что можно противопоставить случившемуся, положительные последствия, в том числе и извлеченные уроки. Таким образом, можно отличить
неудачу от катастрофы, неурядицу от беды.
5. Не преувеличивайте значение неудачи, не вол¬нуйтесь по пустякам.
6. Если случилось что-то непоправимое, не заклинивайтесь на этом. Ищите новые пути, возможности.
7. Учитесь забывать неудачи. Хранение в памяти негативных представлений равносильно медленному самоубийству (нем. философ В.Гумбольдт). Реже вспоминайте, не переживайте по поводу событий, которые уже случились. Не рисуйте себе будущих переживаний. Переживайте трудности по мере их поступления. 8. Трудитесь! Скука, праздность, леность - утомляют, это надежный способ сократить себе жизнь. Переключайтесь с одного вида деятельности на другой.
9. Имейте хобби. Не замыкайтесь в своих переживаниях. Сосредоточьте внимание на окружающих.
10. Будьте оптимистичны.
11. Умейте шутить над собой. Это черта духовно стойких людей. "Юмор - это всегда немножко защита от судьбы" (К.Чапек).
12. Помните о пользе порядка и дисциплины. Порядок не только сбережет время, но и нервы. Будьте точны, уважайте чужое время.
13. Делайте анализ своей жизни. Возьмите лист бумаги и постарайтесь изложить: все то, что вас беспокоит и все то, что можно сделать для ис¬правления положения.
14. Извлекайте для себя уроки из случившегося. Не берите на себя обязательств, которые не в силах сдержать.
15. Не конфликтуйте без достаточно серьезных оснований. Не предъявляйте к другим слишком высокие требования. Не сводите счеты с недругами, вы в любом случае будете в проигрыше.
16. Приведите свою жизнь в соответствие со своими психологическими особенностями. Если это трудно, то воспользуйтесь следующими советами: флегматику поможет восстановить силы теплая ванна; холерик может разрядиться на спортивной площадке и т.д. В течение дня нужно обязательно постараться на некоторое время сбросить напряжение.
17. Старайтесь быть спокойными в стрессовой ситуации. Ее можно предупредить, если чаще улы¬баться, реже раздражаться.
18. Старайтесь чаще делать людям добро. От этого выиграете в первую очередь только вы сами.
19. Если есть такой человек, с которым можно поделиться самым сокровенным, сделайте это.
20. Не превышайте норму общения даже с самым близким человеком. Существуют отдельные нормы контактов, у каждого они свои.
21. Прощайте обиды. Что бы ни случилось вчера, сегодняшний день начинайте с приветствия.
В литературных источниках вы можете найти и другие советы. Найдите те, которые более близки вам, и попробуйте проверить их действие на себе.



Средства саморегуляции

Общение с природой.
Человек может общаться для снятия эмоционального напряжения с растениями, животными, морем, горами и т.д. Он как бы переносит на них свои духовные качества. Уединяясь, мы можем вести молчаливый диалог с самим собой. Это успокаивает, очищает, дает энергетическую подзарядку. Выходить на общение с природой надо открытым, с установкой на искреннее общение.


Общение с животными.
Животное обладает рядом качеств, сходных с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями. Многим сугубо человеческим качествам может научить человека дружба с животными.


Общение в памяти.
Общение с самим собой в прошлом, будущем. Общение с актуализируемыми образами других людей, которые могут стать советчиками, сочувствующими.


Катарсис.
Освобождение от отрицательных переживаний, мыслей через эмоциональное потрясение, испытываемое под воздействием произведения искусства.


Использование ритуалов.
Один из видов саморегуляции на информационно-энергетическом уровне. Ритуалы могут быть придуманы самими людьми. Произносимые перед засыпанием или сразу после пробуждения слова приобретают внушающее свойство. Известные ритуалы: подъем флага, исполнение гимнов, приветствие, прощание и т.д. В соответствующих условиях они могут благотворно выполнять регулятивную функцию, создавать психическую устойчивость в трудных условиях действительности.


Внутренняя инвентпризация
Составить список всех причин, порождающих напряжение, и против каждой - условие, которое позволяет ее контролировать или нейтрализовать.


Физическая культура и спорт
Физические тренировки, проводимые систематически, повышают устойчивость организма к внешним воздействиям.


Занятие любым видом искусства
Человек имеет возможность общаться с самим собой через произведение искусства, глубже проникать в свой собственный мир.


Смех.
По утверждению Ани Рубинштейна ("Психосоматика смеха") одна минута смеха равна сорока пяти минутам гимнастики. Смех снимает головную боль, понижает артериальное давление, нормализует дыхание, сон.


Стимуляция положительных эмоций
Для снятия или предупреждения нервных напряжений нужно научиться создавать для себя "маленькие радости" и в быту и на работе.


Библиотерапия
Хорошая, глубокая книга может, как усилить, так и ослабить действие на чувства, помочь достигнуть душевного равновесия.


Музыкотерапия
Занятия трудом, особенно ручным, переключает с тревожных мыслей, улучшает настроение.


Музыкотерапия
Музыка властвует над нашими чувствами и на¬строениями. Она снимает излишнюю возбудимость, создает хорошее настроение, воздействует на дыхание, кровообращение, помогает "устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость" (В.М. Бехтерев).


Цветотерапия
Многочисленные исследования позволяют говорить о влиянии цвета на эмоционально-психическое состояние человека. Каждый цвет по-своему влияет на нервную систему человека, нужно просто уметь этим пользоваться.


Учет биоритмов
Каждый человек обладает биополем, которое в значительной мере характеризует энергетику человека. От состояния биополя в значительной мере зависит самочувствие и работоспособность. Существуют и суточные биологические ритмы, характеризующиеся периодами повышенной эмоциональной возбудимости, спадами настроения, цикличными физиологическими изменениями. Украинская ученая 3. Гречишникова, изучая биоритмы, выделила три группы людей. У первой группы биополе заметно ослабевает с 13 до 14 часов. Это люди творческого склада: художники, музыканты, писатели и т.д. У второй группы людей биополе заметно ослабевает с 15 до 17 часов. Это хорошие организаторы. У третьей группы биополе заметно ослабевает с 12 до 16 часов. Эти люди коммуникабельные. Таким образом, каждый человек живет по биологическим часам. Надо знать свои часы, понять их и использовать с целью психологической саморегуляции.


Советы "бывалого
Нужно своей работе отдать все: ум, способности, силы, здоровье, годы. И вспоминать ее с удовольствием. Но если от нее не защемит в груди - это была не твоя работа. Каждый умный и преданный делу человек способен придумать нечто такое, что другому не сделать. Но это нечто - его личность, неповторимая судьба.


Остров детства - край, где ничему не верят за глаза, где предметы и явления пробуют на вкус, на цвет, на запах, ощупывают кончиками пальцев.
Знай, куда ведут все дороги окрестности. Не говори про дуб, что это ольха, а про ворону -коршун. Это невежливо по отношению к природе.
Если диагноз неправильно поставит врач, ребенок умрет. А если куратор, педагог поставит неправильный диагноз - в ребенке умрет личность.
Ребенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно "охватывать", "загонять" на мероприятия. Но если только одиночество - то это трагедия!


Не увлекайтесь нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать руками уши.
Помни: человек сложен, если ему даже десять лет.

Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.
Справедливость - главная тропа педагога.
Ставь себя на место счастливых и особенно - несчастных ребят.
Педагогу надо иметь нервы не крепкие, а обнаженные.


И последнее...
Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди!